Член Синодальной комиссии по биоэтике выступила на форуме молодых ученых-гуманитариев «Перспективы развития искусственного интеллекта: гуманитарный аспект»
25 октября 2024 года в рамках форума-выставки «Учебная Сибирь» в Новосибирске прошел форум молодых ученых-гуманитариев «Перспективы развития искусственного интеллекта: гуманитарный аспект». Дискуссия, в которой приняла участие член Синодальной комиссии по биоэтике, кандидат социологических наук Евгения Жуковская, была организована Министерством образования Новосибирской области и Новосибирской духовной семинарией. Доклад был посвящен теме «Взгляд социогуманитариев на развитие высоких технологий и распространение искусственного интеллекта».
Представляя социологический взгляд на развитие общества, спикер подчеркнула, что сегодня внешние и внутренние факторы смешались в социальном и ментальном, поскольку мир техники и технологий влияет на мышление человека и поведенческие стереотипы. «Мы живем в мире сложного гибрида реалий: социального, технического, технологического, информационного, цифрового, культурного. При этом важно разграничивать их сущностные характеристики. Так, крайне важно отделять цифровой суверенитет от информационного суверенитета», – отметила Евгения Жуковская.

«Первый касается обеспечения безопасности данных и потому может быть связан с обеспечением безопасности социальных границ. Информационный же суверенитет – о безопасности мировоззренческой, смысловой, о сохранении мышления. В контексте России мы говорим о сохранении мышления, сформированного в результате развития христианской православной цивилизации, – продолжила докладчик. – Когда мы сегодня говорим, что у нас существуют «цифровые» «информационные» риски, то нужно соотнести цифровые риски к ведению Министерства цифрового развития и к блоку безопасности данных. Информационные риски, безусловно, связаны с цифровизацией и цифровой безопасностью, но нередко они не коррелируют с этим блоком. Конечно, в информационной войне случаются атаки на цифровые системы и технологии. Но сама по себе информационная война – это война за то слово, за мысль, за то, как думает человек».

Евгения Жуковская также обозначила истоки современной государственной политики цифровизации и развития искусственного интеллекта в России. Они коренятся в западной культурной модели рационализации, сформулированной Максом Вебером, и не ориентированы на национальную гуманитарную школу. Это не значит, что Россия не должна укреплять свой технологических суверенитет и гуманитарии против высоких технологий. Но в этом процессе в диалоге с технократами важно приземлять технологический суверенитет на духовно-нравственные, цивилизационные ценностные модели русского мировоззрения. Неслучайно в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом России 31 марта 2023 года, о России говорится как о самобытном государстве-цивилизации, «обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира» (I.4 Концепции).

Подытоживая, спикер призвала гуманитариев сформулировать реально работающие положения Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта, поскольку в настоящее время этот документ носит формальный рамочный характер и вряд ли может способствовать созданию среды «доверенного развития технологий искусственного интеллекта в России», как считают его составители.

На форуме прозвучали приветствия и доклады: митрополита Новосибирского и Бердского Никодима; заместителя губернатора Новосибирской области В.А. Дудниковой; председателя Сибирского отделения Российской академии наук В.Н. Пармона; ректора Новосибирской духовной семинарии протоиерея Павла Кизюна; начальника отдела технологий искусственного интеллекта министерства цифрового развития Новосибирской области М.В. Антоновой; директора новосибирского Кластера искусственного интеллекта И.А. Болдырева; доктора философских наук, доктора богословия В.Н. Катасонова; профессора кафедры философии и гуманитарных наук Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ», доктора философских наук О.А. Донских.