История биоэтической миссии Русской Православной Церкви
Ровно год назад, 13 апреля 2021 года, Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об учреждении Синодальной комиссии по биоэтике с целью изучения биоэтических проблем с точки зрения православного вероучения при участии специалистов разных специальностей и взглядов. Председателем комиссии был назначен ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан (Никитин).[1] Означает ли это, что этические проблемы применения новых биомедицинских технологий только в 2021 году были оценены как значимые для Церкви и общества? Говорит ли это о том, что только год назад биотехнологии, вторгаясь в жизнь современного человека от рождения до смерти, попали в поле внимания Русской Православной Церкви? Ведь известно, что разработка и применение новых биомедицинских технологий — искусственного оплодотворения, трансплантации органов и тканей, реанимационных методик, генной терапии и инженерии, клонирования организмов, — уже с 90-х годов XX века приняли невиданные ранее темпы развития, последовательно умножая средства медико-биологического управления человеческой жизнью. Непосредственной реакцией на эти процессы уже в конце XX века стало формирование в западной науке специальной отрасли знания – биоэтики как формы морального осмысления происходящих технологических процессов в биомедицине и поиска социальных регуляторов их применения.
Православная общественность в России не могла не реагировать на это новое положение дел в медицинской науке и практике, особенно на отсутствие морально-нравственных критериев исследований, ведущихся в отечественной биомедицине. Понимание сакральности человеческой жизни — создание человека “по образу и подобию Божию” — приводило к признанию, что техническое манипулирование жизнью и смертью человека в нравственном отношении неприемлемо и несет угрозу общественному благополучию. Именно поэтому в январе 1998 года на медицинской секции VI Международных Рождественских образовательных чтений было принято решение о создании Церковно-общественного совета по биомедицинской этике (ЦОС). В июле 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил работу Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии и утвердил его состав, в который входили священники-врачи, представители православных медицинских организаций, медики, эксперты по отдельным областям. Сопредседателями Совета были утверждены: епископ Тихвинский Константин (Горянов), ректор Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат богословия, кандидат медицинских наук ( ныне митрополит Петрозаводский и Карельский Константин), протоиерей Дмитрий Смирнов и А. В. Недоступ, профессор, доктор медицинских наук. Членами первого состава Совета были академики РАМН В.И.Иванов, В.А.Таболин, В. И. Чиссов, Н.А.Мухин; профессора д.м.н. Ф.В.Кондратьев, д.ф.н. И.В.Силуянова (зам. сопредседателей Совета), священнослужители и медики иеромонах Анатолий (Берестов), архимандрит Платон (Игумнов), протоиерей Алексей Бабурин, игумен Мелхиседек (Артюхин), руководитель Центра “Жизнь” иерей Максим Обухов.
В течение времени статус и должности участников менялись, люди переходили на другую работу, болели, умирали. Менялся и состав Совета. К работе Совета непосредственное отношение имели -
Ю. П. Алтухов (1936-2006) - академик РАН, д.б.н., профессор, Директор Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН;
Н. А. Жаркин - д.м.н., профессор, зав. кафедрой акушерства и гинекологии Волгоградского государственного медицинского университета, Президент Волгоградской областной ассоциации врачей акушеров-гинекологов;
архимандрит Филипп (Филиппов) – настоятель Свято-Казанского храма г. Сыктывкар, руководитель Общества православных врачей Сыктывкарской и Воркутинской епархии, доктор богословия, врач;
протоиерей Сергий Филимонов – настоятель храма иконы Божией Матери «Державная» г. Санкт-Петербург, Председатель Санкт-Петербургского общества православных врачей, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, д.м.н., кандидат богословия;
протоиерей Игорь Аксёнов - настоятель Свято-Ильинского храма г. Выборга, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии Русской христианской гуманитарной академии;
протоиерей Фёдор Лукьянов - настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и храма Святителя Митрофана Воронежского в городе Москве, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства;
протоиерей Владимир Новицкий - настоятель храма Святителя Николая у Соломенной сторожки, врач-психиатр;
иеродиакон Кирилл (Пустограев), насельник Новоспасского мужского монастыря г. Москвы, кандидат медицинских наук, врач-неонатолог;
протоиерей Валентин Жохов – настоятель храма во имя св. Николая Мирликийского в с. Ромашково Московской епархии, врач-хирург;
Л.Е. Пищикова - руководитель отделения профилактической геронтопсихиатрии Националыюго медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского, президент Благотворительного фонда медико-социальной, правовой и духовной помощи гражданам старшего поколения «Геронтологическая защита», д.м.н., врач - психиатр, судебно-психиатрический эксперт;
Н.В.Богданова - заслуженный врач России, кандидат медицинских наук, генеральный директор автономной некоммерческой организации «Православный центр попечения онкологических больных врача Натальи Богдановой»;
В.В.Кипшидзе , заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ;
А.Е.Черкасова – ответственный секретарь Совета, д.м.н.
В 1994 году на Архиерейском соборе была поставлена задача создания социальной концепции, отражающей общецерковный взгляд на проблемы современного общества в целом. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС) в то время уже располагал актуальной информацией об угрозах новых биомедицинских технологий нормам Священного Писания и Священного Предания. Для решения ответственной задачи выработать позицию Церкви по основным проблемам биоэтики были приглашены члены Церковно-общественного совета по биомедицинской этике - протоиерей Димитрий Смирнов, Ю. П. Алтухов - академик РАН, профессор, Директор Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН и И.В.Силуянова, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой биомедицинской этики РГМУ им. Н.И.Пирогова. Трудами членов рабочей группы в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» появился раздел XII. «Проблемы биоэтики». Здесь впервые в русском православии были определены богословские основы решения биоэтических проблем. Впервые в этом разделе были даны и конкретные церковные оценки таких проблем репродукции человека, как искусственное прерывание беременности, искусственное оплодотворение, контрацепция, репродуктивное клонирование человека. Здесь были раскрыты положения о моральных условиях использования трансплантации, проведения генетических исследований, об отношении к умиранию и смерти человека, о патологии сексуального поведения.
Принятые Архиерейским Собором 2000 года "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" - документ, имеющий не только общеправославное, но и общехристианское значение. Появление в этом документе биоэтической позиции Русской Православной Церкви, а также сотрудничество членов ЦОС с научным международным сообществом формировал интерес западного христианства к биоэтическим позициям Русской Православной Церкви. В апреле 2009 года члены ЦОС А.В.Недоступ и И.В.Силуянова были приглашены с докладами для участия в работе международной конференции “Биоэтика: восточно-православные и западно-христианские перспективы”, которая прошла в Дарэме (Великобритания) и объединила в попытках осмысления биоэтических проблем различных представителей христианского вероучения. Представители нашей делегации для участия в обсуждениях были «вооружены» не только "Основами социальной концепции РПЦ», но и материалами доклада митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла «О человеческом достоинстве и биотехнологиях», его опытом ведения межконфессиональной дискуссии на конференции «Развитие биотехнологий: вызовы христианской этике» (Москва 2006 г.), организованной Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Фондом имени Конрада Аденауэра (Германия).
Участие в работе научных тематических конференций было одним из направлений деятельности Совета. С 1998 года члены Совета ежегодно организовывали работу медицинских секций Международных Рождественских образовательных чтений, преследуя в качестве основной цели сохранение в России традиционных христианских моральных ценностей в области здравоохранения, теоретической и практической медицины.
Достижение данной цели решалось не только организацией и участием в международных конференциях по этическим проблемам современной биомедицины. Основными задачами оставались и изучение состояния биомедицинских исследований в России, и информирование российской общественности о православных принципах решения этических проблем современной медицины. Реализация этой задачи предполагала подготовку и публикацию заявлений Церковно-общественного совета по биомедицинской этике по всему спектру этических проблем современной медицины и здравоохранения. Заявления ЦОС содержали конкретные рекомендации относительно условий и возможностей применения биомедицинских технологий в практическом здравоохранении православными христианами — как врачами, так и пациентами.
За весь период существования Совета на его заседаниях были приняты следующие заявления:
1) «О современных тенденциях легализации эвтаназии в России»;
2) «О нравственных проблемах, связанных с развитием «новых репродуктивных технологий»»;
3) «О морально-этической недопустимости клонирования человека»;
4) «О грехе детоубийства»;
5) «О демографической ситуации в Российской Федерации»;
6) «О народной медицине и целительстве»;
7) «О фетальной терапии»;
8) «О праве врача отказаться от производства абортов»;
9) «О необходимости запрещения рекламы табачных и винно-водочных изделий»;
10) «О недопустимости использования в медицине эмбриональных стволовых клеток»;
11) «Об этических комитетах в Российской Федерации»;
12) «Православный взгляд на проблемы вакцинации»;
13) «Об этических проблемах современной психиатрии и психотерапии»;
14) «О необходимости запрета всех видов клонирования человека»;
15) «О пренатальной диагностике»;
16) «О негативных последствиях государственного финансирования методик искусственного оплодотворения»;
17) «О целесообразности использования в гинекологии методов естественного планирования семьи»;
18) «О правовой регламентации методов искусственного размножения человека»;
19) «Христианское отношение к экстрокорпаральному оплодотворению»;
20) «Христианское отношение к суррогатному материнству»;
21) «О поддержке инициативы Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла о выведении абортов из системы обязательного медицинского страхования (ОМС)»;
22) «Постчеловечество в трансгуманизме»;
23) «О вспомогательных репродуктивных технологиях»;
24) «О «вечной» актуальности эвтаназии»;
25) «О редактировании генома человека»;
26) «О генетической паспортизации граждан РФ»;
27) «Об этическом кодексе отношения к пожилым»;
28) «О распространении в России Программ по биоэтике ЮНЕСКО».
Принятию каждого заявления предшествовало не только теоретическое обсуждение на заседаниях Совета. Публикация каждого заявления сопровождалось исследованиями и статьями, которые последовательно издавались в пяти сборниках трудов Совета:
1) Православие и проблемы биоэтики. Выпуск 1 (1998 – 1999 гг.). – М., Православный медико-просветительский центр «Жизнь», 2001. – 128 с.
2) Православие и проблемы биоэтики. Выпуск 2 (2000 – 2005). – М., Православный медико-просветительский центр «Жизнь», 2006. – 136 с.
3) Православие и проблемы биоэтики. Выпуск 3 (2006 – 2008). – М., ООО «Форма Т», 2009. – 144 с.
4) Православие и проблемы биоэтики. Выпуск 4 (2006-2016). – М., Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. 2017. -504с.
5) Православие и проблемы биоэтики. Выпуск 5. Рекомендован к изданию Издательским советом Русской Православной Церкви – М., 2020, - 172с.
Более чем двадцатилетняя работа Церковно-общественного совета по биомедицинской этике свидетельствует, что наша Церковь является по существу единственным институтом в стране, который разрабатывал и информировал общество о своих решениях в области биоэтики. 13 апреля 2021 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Церковно-общественный совет по биомедицинской этике прекратил свою работу. Было принято решение об учреждении Синодальной комиссии по биоэтике. Данное решение подтверждает, что Русская Православная Церковь не только не утратила интереса к столь значимым вопросам нашей жизни, но выражает готовность и далее развивать и совершенствовать работу по решению острых нравственных и социальных проблем нашего времени в области биоэтики.
Ирина Васильевна СИЛУЯНОВА – доктор философских наук, профессор кафедры биоэтики, Почетный профессор Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ.
[1] Журналы заседания Священного Синода от 13 апреля 2021 года.(журнал №15) http://www.patriarchia.ru/db/text/5797265.html